Читайте ребёнку книги вслух 📖
Мы привыкли считать, что образование - дело дорогое. Что у детей из состоятельных семей и у детей высокообразованных родителей гораздо больше фора на самом старте и куда больше образовательных возможностей. Но оказывается, что для хорошей учебы в школе не так важно, из бедной семьи ребенок или из богатой, высшее у его родителей образование или всего несколько классов. Важно только одно...
Чтобы дети были успешны в жизни и хорошо учились в школе, родители готовы вкладывать большие деньги в их образование. Но лучшее средство помочь ребенку стать умным и успешным — у них в руках. И оно не требует ни знания методик, ни больших капиталовложений, ни дорогих гаджетов. Только времени и желания.
Чтобы обеспечить здоровому ребенку хорошее развитие речи и интеллекта,с ним надо много разговаривать, много ему читать и много с ним играть. Причем главное, конечно, читать. Это ужасно правильные слова, а правильные слова мы обычно что? — вот-вот, пропускаем мимо ушей. Но, может быть, имеет смысл подкрепить правильные слова данными научных исследований.
Этой теме, например, посвятили несколько научных работ американцы Бетти Харт и Тодд Рисли; данные их исследований показывают, что школьные успехи 9-10 летних детей прямо зависят от того, сколько с ними говорили в возрасте до 3 лет, а не от того, сколько получает папа и есть ли у мамы докторская степень.
Родители самых успешных школьников могут быть какими угодно по уровню образования и доходов, но их всех отличает одно: они очень много и осмысленно разговаривают со своими детьми.
Чем ниже культурный уровень семьи — тем меньше с ребенком говорят, тем бессмысленнее ответы на его вопросы («Почему вода мокрая?» — «по кочану» или «отстань»), тем больше всяких «не лезь» и «нельзя» приходится на одну положительную просьбу вроде «сходи туда-то» или «сделай то-то».
Барбара Тизард и Мартин Хьюз в 1984 году обратили внимание, что более социально благополучные матери обсуждают со своими детьми больше разных тем и реже игнорируют их вопросы. А Джери Брофи в 1970 году выяснил, что, напротив, менее социально благополучные матери, помогая детям сортировать игрушки, дают меньше объяснений и больше указывают на ошибки.
А вот когда родители начинают читать детям — всякая социальная разница между ними стирается. И богатые, и бедные, и образованные, и необразованные в это время ведут себя одинаково: как хорошие родители. Все они дружелюбно и конструктивно взаимодействуют с детьми, не одергивают их, не ограничиваются запретами и приказами, а много разговаривают, задают вопросы сами и адекватно отвечают на вопросы детей.
Эрика Хофф-Гинсберг пишет , что именно при чтении книг речь родителей становится богаче и разнообразнее, а ответы, которые они дают детям, побуждают детей развивать тему дальше. Именно такой (как ученые говорят, интерактивный) стиль общения с ребенком и закладывает фундамент для развития речи и хорошей учебы: дети учатся сложным мыслительным операциям.
Больше того: именно от этого зависит в дальнейшем, как и сколько дети будут читать, как понимать прочитанное — и насколько легко им будет учиться. Но, может быть, когда они научатся читать — пусть читают сами? Хватит, большие уже? «Пусть сам читает, он уже умеет», — услышала я недавно от родителей первоклассника.
Американский журналист и неутомимый пропагандист чтения детям вслух Джим Трелиз считает иначе: «Чтение вслух — это реклама чтения. Макдональдс же не перестает себя рекламировать, хотя все знают, что он есть».
Умение понимать на слух у детей формируется раньше, чем умение читать (понимать услышанное дети учатся примерно с рождения до пяти с половиной лет, а понимать прочитанное— с пяти с половиной до тринадцати). Слушать им легче, чем читать, — особенно пока чтение не стало для них легким, автоматическим процессом.
До этих пор они слишком много сил тратят на расшифровку и понимание прочитанного — и слишком мало остается удовольствия, ради которого все и затевалось. Однако дети вполне могут понять на слух книгу, которую еще не смогут прочитать сами. Поэтому еще одна важная причина читать подросшим детям — это «расширить меню», по выражению Трелиза.
Если хотите, чтобы ребенок узнал, о чем говорится в вашей любимой книге, — читайте ему сами. «Девятилетка только что прожил два тяжелых года обучения, тестирования, работы, — теперь он умеет читать, но думает о чтении как о тяжком труде», — говорит Трелиз.
Все это становится особенно важно, если ребенку трудно читать — из-за плохого зрения, например, или из-за дислексии. Тогда чтение вслух — это и совместная работа, и общее удовольствие, и возможность осилить школьную программу, и открытая дверь в мировую культуру.
А главное — это тихое, уютное, счастливое домашнее занятие, остров безопасности среди бушующих школьных страстей, среди эмоциональных водоворотов подросткового периода. Это и возможность поговорить со своим подросшим ребенком, и обсудить трудные вопросы с безопасной дистанции, на примере литературных героев.
Удивительно, насколько легко родители подрастающих детей сдают свои крепкие родительские позиции, жертвуя самым счастливым, самым домашним, самым теплым занятием, препоручая его учителям и нянькам, учебным центрам и развивающим студиям. И оставляя себе все самое унылое, самое невкусное, самое скучное: контроль за успеваемостью, уроки и бодания по поводу уборки в детской.
Ирина Лукьянова